Владислав Чеботарев
писатель, художник, режиссер кино и телевидения, сценарист, журналист
 
Владислав   Чеботарев
 
 
  Владислав  Чеботарев
 
О Д А   С Ц Е Н А Р И С ТУ
                               
Посвящается  Андрею Юрьевичу Тумаркину
 
--  I  --
 
До чего же мы талантливый народ.
Не повыбито божественное семя,
Что однажды обязательно взойдет
Даже в самое торгашеское время.
Пусть бабло манипулирует людьми
От рекламы до разбойничьего свиста.
Есть еще у нас поэты, черт возьми,
Есть романтики и есть идеалисты!
Это чудо, что они пока что есть,
Сохраняющие в рыночном угаре
Чувство долга, совесть, мужество и честь,
Словом, то, чего не купишь на базаре.
Эти рыцари без лат и без мечей,
Хоть самим порой и муторно и тошно,
В мире хищных обездушенных вещей
Продолжают просто делать то, что должно.
Их ведет из глубины минувших лет
Тот давно установившийся обычай,
Что поэт в России – больше чем поэт,
Кто бы ни был он в своем земном обличье.
Нам не раз уже доказывала жизнь,
Что пиитам, вдохновленным небесами,
Выражая Поэтическую Мысль,
Говорить не обязательно стихами.
И на это нам Пример Великий дан.
Так, отринув Закоснелую Систему,
Пушкин пишет ПОЭТИЧЕСКИЙ РОМАН,
Гоголь ПРОЗОЙ  пишет дивную ПОЭМУ.
Век от века, приходя в урочный час,
Представители писательского братства
С юных лет ориентировали нас
В необъятности ментального пространства.
Где вы, книжные кумиры наших грез,
Что служили нам примером не однажды
В трудных поисках ответа на вопрос
Утоления своей духовной жажды?
                   
                  --  II --
Но ответа нам, похоже, не найти,
Мир нацелен на другие идеалы.
Нынче книжные романы не в чести,
Всех шутя завоевали сериалы.
И сейчас единолично правит бал
На повытоптанных пажитях культуры
Сам великий и ужасный  сериал,
Став преемником большой литературы.
Он фатально многолик и многорук
И его аршином общим не измеришь
В парадигме развлекательных услуг
На аренах мировых экранных зрелищ.
Там пустая, словно маска без лица
По новейшим образцам плебейской моды
Власть берет многосерийная попса,
Целиком дебилизируя народы.
И вчерашние хозяева земли
Воленс-ноленс, если так пойдет и дальше,
Заколдобятся, пуская пузыри
В океане бездуховности и фальши.
В золотые погружаясь миражи,
Род людской не озаботится нимало,
Что искусство – плод таланта и души,
Здесь, похоже, даже и не ночевало.
Лишь из самой глубины широких масс
Долетит порой весомо, зримо, грубо:
-- « Мол, искусство – это где-то не про нас,
Что нам, мать ее, какая-то Гекуба?»
И настроившись на эту благодать,
Мир по всем футуристическим прогнозам
Обречен теперь навек благоухать
Под экранно-гипнотическим наркозом.
Так что, видимо, испытывая дрожь
В ожидании подобного финала,
Нам придется разбираться, хошь не хошь,
В понимании природы сериала.
              
                                                          
 --  III  --
Где бы кто бы нам сейчас не возражал,
Скажем сразу же, не мудрствуя лукаво,
Что российский современный сериал –
Не такое уж большое ноу-хау.
Двести лет тому назад старик Дюма,
Разбиравшийся в людском менталитете,
Навострился продавать большой роман,
По частям его печатая в газете.
И сметая поголовно весь тираж,
Круглый год по алгоритму романиста
Весь Париж охреневал, впадая в раж,
В цепких лапах сериала «Монте-Кристо».
Вот на чем стоит отныне сериал,
В чем сама его ментальная природа –
Повторяемость. Привычка. Ритуал,
Закрепившийся в сознании народа.
Если надо, сериал всегда готов
По заранее предписанному плану
Сотворить экранный рай для дураков,
Беззаветно доверяющих экрану.
Кот был прав – на дурака не нужен нож,
Хватит властной когнитивной установки.
И когда ему с три короба наврешь,
Из него спокойно можно вить веревки.
Ну а если вдруг случится перегруз
До критически опасного предела,
Жизнь рождает сериал со знаком «плюс»
И тогда уже совсем другое дело.
И на стыке разноплановых начал
Возникает тот союз ума и чувства,
Что возводит криминальный сериал
В высший ранг произведения искусства.
А когда Господь пошлет ему успех,
Тут вопрос, само собой, задать не худо:
-- «Ну а что мы знаем, собственно, о тех,
Кто рождает это маленькое чудо?»
               
                    --  IV  --
Наша публика смакует как вино
Тайны жизни режиссера и артиста.
Но в реальном измерении кино
ВСЕ решает парадигма  СЦЕНАРИСТА
Но и это далеко еще не все.
По известной аналогии Шекспира
Драматург – первостепенное лицо
В каждой точке обитаемого мира.
Ублажая вечно страждущую плоть,
Подзабыли мы в своей земной юдоли
То, что главный драматург у нас – Господь,
Все играют Богом заданные роли…
Что же собственно касается кино,
То чего бы о себе оно ни мнило,
Все всегда в его судьбе предрешено
Интенсивностью сценарного посыла.
И в борьбе за мировой приоритет,
Не потратив ни единого патрона,
Голливуд завоевал весь белый свет,
Сделав больше, чем армады Пентагона.
Ну а мы тут, что скрывать, не при делах,
Не видать нам мирового кинозала.
С полным метром на Руси сегодня – швах.
Вся надежда – на культуру сериала.
И вот тут-то, выходя на первый план,
Все решит его сценарная основа.
Вряд ли можно сочинить кинороман,
Не владея золотым искусством слова.
Ты попробуй-ка когда-нибудь осиль,
Не живя в прямом контакте  с небесами,
Бесконечный СТОСЕРИЙНЫЙ телефильм,
Где в финале бы сошлись концы с концами!..
Здесь, возможно и сгодился бы совет,
Что дают нам чудаки-идеалисты:
-- «Если вы не Божьей милости поэт –
Не ходите, Бога ради, в сценаристы!»
Для поэзии все жанры хороши,
Если есть при этом ЧТО поведать свету.
Поэтичность – это качество души,
А не должность, занесенная в анкету…
Так то так, да где найдешь их днем с огнем –
Одаренных поэтическим задором?
Свет романтики не спутать с фонарем,
НУ а он всегда и всюду где-то рядом.
И когда-нибудь, блуждая в тишине,
По ночным осиротевшим пепелищам,
Вы увидите ТОТ САМЫЙ свет в окне
И поймете – это тот, кого мы ищем.
И сейчас за старым письменным столом
Безо всей этой компьютерной бодяги
Он склонился над нетронутой пером
Непорочной чистотой листа бумаги…
                       --  V  --
ЧЕЛОВЕК  --  не идеально чистый лист
Без единой опечатки и помарки.
Вот над чем годами бьется сценарист
Божьей милостью поэт Андрей Тумаркин.
Он, похоже, весь заточен на одном:
Как при столь неутешительном исходе
Соблюсти приоритет моральных норм,
Если мы несовершенны по природе?
Сам себя превознося как высший вид,
HOMO SAPIENS далек от идеала.
Слишком много в нем пока еще сидит
От природного звериного начала.
И его от вечно гложущей тоски
Так и тянет в первобытную нирвану,
Где он мог бы, отключив себе мозги,
Вновь на время превратиться в обезьяну.
Здесь идет неуправляемый процесс,
Над которым нет ни власти, ни закона,
Несмотря на весь технический прогресс
И наличие хайпового смартфона.
И пока мы тут витаем в облаках,
Где-то там, предвидя знатную потеху,
Обезьяны со смартфонами в руках
Божий Храм преобразуют в дискотеку.
 
И попробуй их заставь теперь блюсти
Нормы кодекса этических законов,
Изначально исходивших на Руси
От незыблемых Евангельских Канонов.
К ним уже не снизойдет благая весть.
Но однако же доподлинно известно
То, что совесть, ум, достоинство и честь
Кое-где у нас еще имеют место.
             
                     --  VI  --
Но не всем дано держать высокий класс,
Не бывает человека без изъяна.
Нет гарантии, что в ком-нибудь из нас
Вдруг однажды не проснется обезьяна.
Человек – это духовный полигон.
В нем всегда враждуют альфа и омега.
Но возьмет ли наконец когда-то он
Власть над собственным звериным Alter Ego?
Впрочем, все это проблему не решит.
По Тумаркину, судьбу не сбить со следа.
Если даже этот зверь и будет бит,
Это будет, в общем, пиррова победа.
Диалектику никто не отменял.
Вечный бой добра и зла идет по плану.
И в конфликте этих личностных начал
Безусловно, нынче ставить точку рано.
Так что, стало быть – тупик? Исхода нет?
Но Тумаркин не спешит давить на жалость.
Бесконечно соблюдать нейтралитет
Никому еще пока не удавалось.
От Фортуны не укрыться под кровать
И в моменты самых трудных испытаний
Все равно придется выбирать,
С кем идти и в чьем теперь сражаться стане.
Так ли все на самом деле или нет?
И не рано ли Тумаркин бьет тревогу?
Впрочем, то, о чем тревожится поэт,
В лучшем случае известно только Богу…
Ну и чтобы понапрасну не гадать,
Есть одно давно проверенное средство.
СТИЛЬ  ПОЭТА – лучший способ осознать
Весь масштаб его духовного наследства.
                                                              --  VII  --     
Стиль Тумаркина логичен как кристалл,
Ограненный жесткой волей драматурга.
Для него остросюжетный сериал –
Все равно что острый скальпель для хирурга.
Он вскрывает прорастающие в нас
В ожидании фатального финала
Корни древних обезьяньих метастаз,
Убивающих духовное начало.
Впрочем, тут же проявляется сполна
И одна весьма пикантная проблема –
Почему для драматурга так важна
Эта избранная им больная тема?
До сих пор еще никто не разгадал,
Постигая стиль его литературы,
Чем ему так интересен криминал,
Ну и все тому подобные структуры.
Так что в данном стилистическом ключе
Кинокритикам приходится несладко.
В их глазах Андрей Тумаркин вообще
Есть одна непостижимая загадка.
Зашифрован и загадочен как сфинкс,
Он и сам уже, похоже, с этим свыкся,
Как никем еще не вычисленный ИКС
Или даже целых три закрытых  ИКСА.
Ну а если знать ответа не дано,
Все ответы знает только сам создатель,
Достоверно нам известно лишь одно:
Что Тумаркин – это наш большой писатель.
А писателям, тем более большим,
Тайной творчества делиться не пристало.
Так что, видимо, придется нам самим
Разбираться с этим самым криминалом.
Криминал во всем доходит до конца
С неизбежностью фатального сюжета.
Дело в выборе – ты  ВОЛК  или  ОВЦА?
Дело в принципе – ты ХИЩНИК  или ЖЕРТВА?
                 --  VIII  --
Право сильного – единственный закон
В потаенном воровском рисковом братстве,
Образуя с незапамятных времен
Нечто вроде государства в государстве.
В ожидании господнего суда
Мы имеем только то, чего достойны.
И как правило, кончаются всегда
Даже самые большие в мире войны.
Но за прошлые крутые времена,
Что-то видимо, надломилось в человеке
И большая криминальная война
Надо думать, не закончится вовеки.
В ней себя реализует как закон
Право сильного: «ЖЕЛАЮ ВСЕ И СРАЗУ!»
И оно неподзаконно испокон
Никакому государеву указу.
Да неужто же и впрямь, едрена мать,
В соответствии с такими новостями
Человеку никогда не совладать
Со своими криминальными страстями?
Если нет, то с этим как-то надо жить,
Веря в рыцарей без страха и упрека.
А кому-то это может послужить
Даже в качестве морального урока.
И вот тут-то, как шальной локомотив,
Затмевая все бытующие жанры,
В мир стремительно ворвался ДЕТЕКТИВ
И мгновенно взял читателей за жабры.
Страсть любителей кроссвордов и шарад
Достигает максимального эффекта:
ПУТЬ К РАЗГАДКЕ ЧЕРЕЗ МНОЖЕСТВО ПРЕГРАД –
Лучший в мире тренажер для интеллекта!
Детектив, пройдя эпоху перемен,
Верен истине: «ИСКАТЬ И НЕ СДАВАТЬСЯ»,
Как показывают нам Огюст Дюпен,
Патер Браун, Шерлок Холмс и Доктор Ватсон.
Хоть предание, возможно, и старо,
Но состарятся, видать, еще не скоро
Те же, скажем, Пинкертон и Пуаро,
Вульф, Мэгрэ, Каломбо, Мейсон, Бонд и Зорро.
Но и мы не ударяли в грязь лицом,
Детективную распахивая ниву.
И отныне честь по чести воздаем
Незаемному родному детективу.
Ах, легенды детективных кинолент,
Те, что сделали его своим и близким –
Дока Щтирлиц, кригер, Вайс и Резидент,
«ЗнаТоКи», Жеглов, Шарапов и Анискин.
              --  IX  --
В детективе  все всегда не просто так,
Разгадать его немногие рискнули.
Детектив сжимает действие в кулак,
Силу мысли уравняв с полетом пули.
Это, в сущности – жестокий маскарад,
Где нельзя ни шагу сделать без опаски,
Где  в конце разоблачают всех подряд,
И с чужих и со своих срывая маски.
Тот, кому ты слепо верил как дурак,
Предает тебя, скрываясь под личиной,
Лучший друг на самом  деле – злейший враг,
А любовь твоя ушла с другим мужчиной.
                                       Ну а дальше все пойдет как на духу,
Исходя из существующих канонов:
Гений сыска, выясняя, Who is who ,
Переловит всех бандитов и шпионов.
Для кого-то это – черный негатив,
Для кого-то – развлекательное чтиво…
Но попробуем взглянуть на детектив
С точки зрения МОРАЛИ детектива.
 
Он несет в себе на свой особый лад
На конкретном показательном примере
Безусловный ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЗАРЯД,
Не использованный нами в полной мере.
                                       Свой ЭТИЧЕСКИЙ явив императив,
Восходящий к тем же кантовским истокам,
Современный криминальный детектив
Может стать прекрасным жизненным уроком.
Вот ведь был уже классический сюжет,
Воплощающий догматы христианства,
И Раскольникова помнят столько лет,
Потому что он сумел ПЕРЕКОВАТЬСЯ.
Как ни жаль, но мы попали в новый мир,
Нынче требуются новые подходы.
Кто у нас сегодня зрительский кумир?
Натуральные моральные уроды.
Нас засасывает черная дыра,
Дело движется к финальному аккорду.
Мир давно ПЕРЕВОСПИТЫВАТЬ ПОРА,
То бишь сразу бить поддонка прямо в морду.
Только вот что вызывает интерес:
Если так же поступать со всякой швалью,
Как подобный воспитательный процесс
Совместить со ВСЕПРОЩАЮЩЕЙ МОРАЛЬЮ?
                      --  X  --
Сам Христос, изгнав из храма торгашей,
Наградил их Тумаками и пинками,
Дав пример для всех порядочных людей,
Что добро должно быть точно с кулаками.
Тут, мол, силой нам никак не пренебречь,
Так что, если что не так, то не взыщите.
Он сказал: -- «Я вам принес не МИР, но МЕЧ,
Ибо мир добра «нуждается в защите».
Но всемерно потакая подлецам,
Мы забыли эти памятные вехи
И взывая то и дело к небесам,
Лицемерно признаем свои огрехи.
У добра не может быть альтернатив,
Жизнь к отступникам относится сурово.
И классический российский детектив
Стал утрачивать духовную основу.
В нем наладилось без лишней суеты
Производство одноразовых поделок,
Состоящих из гремящей пустоты
Незатейливых киношных перестрелок.
Детектив, имея собственный язык,
Стал зависим от заемного жаргона.
Даже самый наш забойный боевик –
Только калька с голливудского шаблона.
Как бы мы ни продвигали эту дичь,
Отрезвление придет неотвратимо.
Никогда нам, русопятым не достичь
 Беспредельного цинизма Тарантино.
Все утратив, чем он был когда-то горд
И вставляя сам себе в колеса палки,
Детектив у нас теперь – какой-то спорт
Наподобие Компьютерной стрелялки.
Эта ставка на лубок и примитив –
Знак того, что в поединке с беспределом
Нам пора спасать не только детектив,
Но, выходит, что и всю культуру в целом.
Впрочем, тот, кто первым понял, что к чему,
Хорошо осознает, что это значит –
Что на свете не под силу никому
В одиночку совладать с такой задачей. 
Только ежели при этом никогда
Не пытаться рисковать в борьбе с судьбою,
Нам придется ждать до страшного суда,
Что порядок наведется сам собою.
                   --  XI  --
Но всегда туда, где круче и трудней,
В те пределы, где особенно тревожно,
И приходит тот особый тип людей,
Что и делают в итоге ТО,  ЧТО  ДОЛЖНО.
И однажды, совершив лихой набег
На избитые шаблонные сюжеты,
В детектив ворвется новый человек
С романтической живой душой поэта.
Есть ли шанс у детективных кинолент
Вновь вернуть приоритет российской марки?..
Вот в такой вот патетический момент
И придет сюда поэт Андрей Тумаркин.
Как предмет для воплощения мечты
Детектив им будет выбран не случайно.
Здесь не ищут броской внешней красоты,
Отдаваясь целиком разгадке тайны.
Детектив дает душе и сердцу то,
Что действительно волнует миллионы.
И Тумаркин, безусловно, как никто,
Знает все его моральные законы.
В миллионах затихающих квартир
Что ни вечер, между теленовостями
Он творит свой ВИРТУАЛЬНЫЙ КИНОМИР,
Сотрясаемый реальными страстями.
Справедливость, жажда мести,  кровь за кровь –
Вот предмет его сценарного домена.
И, конечно же, коварство и любовь,
И, конечно, вероломство и измена…
Суть сюжетов криминальных кинолент
Излагать гораздо проще на жаргоне.
Вот – сюжет под логотипом «Честный Мент»,
Вот коллизия – «Коррупция в Законе».
Но природа не выносит пустоты.
По завету – «каждой твари быть по паре»
Есть на свете и продажные менты,
Как без них в торгово-рыночном угаре?
Эта тема далеко не так проста,
Ибо если что случится ненароком,
То, как правило, для честного мента
Эта честность всякий раз выходит боком.
Вот прекрасен и могуч как гордый лев,
Атакуемый продавшейся системой,
Полицейский офицер, полковник «Шеф»
Вновь стоит перед мучительной дилеммой.
Для него всего дороже слово «Честь»,
Он давал когда-то Родине присягу,
И хотя кругом врагов не перечесть,
У него подход один – назад ни шагу.
   
               --  XII  --
Тут как будто вариантов никаких –
Где Друзья и где враги, гадать не надо.
Но по сути «Шеф» -- чужой среди чужих,
И у тех и у других ему не рады.
Стиснув зубы, так, что челюсти свело,
Он поймет в итоге, кто чего достоин
И докажет миру, всем чертям назло,
Что один бывает тоже в поле воин.
И опять-таки судьбе наперекор
В этой дикой криминальной круговерти
Не предаст его один лишь только вор,
Что не раз уже спасал его от смерти.
Но и вор, чего скрывать, не лыком шит,
И хотя на нем грехов висит немало,
То, что он по специальности бандит,
Не убило в нем духовного начала.
В чем-то он похож на честного мента.
Как бы долго время бедствий не продлилось,
В нем присутствует не частая черта –
Не терпеть и не прощать  несправедливость.
Но отторгнутый сообществом своих
По вердикту воровского синдиката,
Вор и сам теперь – чужой среди чужих,
Что ему не раз аукнется когда-то.
Невзирая на идейную вражду,
«Шеф» и вор – две стороны одной монеты,
Представляя из себя в одном ряду
Что-то вроде криминального дуэта.
Но на радость это им или на беду –
Драматург, похоже, здесь не ставит точки…
Что же, собственно, имеет он в виду,
Продвигая тренд героя-одиночки?
То бишь, тут встает опять же в полный рост
Постоянная тумаркинская тема,
Он все время задает себе вопрос:
-- «Что сильнее – Человек или Система?»
                 --  XIII  --
Ну а дальше, как и требует канон,
Будет новый поворот сквозной идеи.
Он придаст ей философский обертон,
«Что сильнее» заменив на «что важнее».
Он поведает историю о том,
Как,  фатально потеряв свою обитель,
Стал матерым уголовным паханом
Незлобивый, мирный питерский учитель.
Жизнь, конечно же, возьмет потом свое
И конец подобным странностям положит,
Дав понять, что ленинградское ворье
Признавать «своим» учителя не сможет.
Заплутав на вольных пажитях земных,
Весь во власти в нем проснувшегося зверя,
Он для всех теперь чужой среди своих,
Для которого всегда закрыты двери.
Но однажды оборвав звериный бег,
Подгоняемый с ума сошедшим веком,
В нем проснется напоследок человек,
Чтобы путь земной закончить человеком.
Жизнь богаче всяких авторских причуд,
Так что вовсе не сценарная причуда,
Что бандит себя ведет как Робин Гуд,
А продажный полицейский – как иуда.
Это все идет Тумаркину в актив,
Даже если он порой сгущает краски.
Мир и есть универсальный детектив,
Где со всех в конце концов сдирают маски.
Как бы он себя порой не называл,
У него один девиз: --  «Готовься к бою!»
Чем поэту интересен криминал?
Видно, тем же, чем Гомеру – бой за Трою.
Не поэты криминал изобрели.
Как-то, видимо, успело подзабыться,
Что по сути вся история земли
Начинается, увы, с братоубийства.
Человек свой род от Каина ведет
По свидетельству от Ветхого Завета.
Ну, а в том, что дело Каина – живет,
Многократно убеждалось вся планета.
                   --  XIV  --
Нынче модно что угодно, господа,
Превращать в сиюминутную забаву.
Для кого-то это, может, Ерунда,
А кому-то и обидно за Державу.
Всякий раз найдется слабое звено,
Что не раз уже обрушивало стены.
Взять хотя бы то же самое кино –
Эту главную забаву Ойкумены.
Как бы ни был КИНОМИР богат и крут,
Он зациклен на одной и той же моде –
Всех прищучил этот сучий Голливуд,
Тупорылый по самой своей природе.
Он давно уже поставил на поток
Криминальное коммерческое чтиво,
Уничтожив на корню, где только смог,
Всю МОРАЛЬНУЮ основу детектива.
Проповедуя кровавый беспредел,
Пробуждающий звериное начало,
Голливуд блестяще в этом преуспел,
Собирая переполненные залы.
Впрочем, надо бы отметить апропо,
Что основы детективного сюжета
Заложил американец Эдгар По,
Фантазер с душой романтика-поэта.
Но в Америке теперь поэтов нет,
Там подобная экзотика не в теме.
Лишь в России может вырасти поэт
Даже в самое торгашеское время.
Видит Бог, ну не такие мы как все!
Наши ценности – не в западном фастфуде.
И поэт и Сценарист в одном лице
Никогда не приживется в Голливуде.
Там, где правит чисто кассовый успех,
Не ищи духовно-нравственной опоры.
Там неважно, кто ты есть как человек,
Есть одни лишь полицейские и воры.
Кто над кем одержит верх – пустой вопрос
При отсутствии большой моральной темы.
В этом смысле Голливуд предельно прост –
Пистолет решает сразу все проблемы.
Мистер Кольт и впрямь уравнивает всех
В парадигме гладиаторской арены,
Где в бою вам гарантируют успех
Те же бешеные Каиновы Гены.
                 --  XV  --
И вот тут-то, их нащупывая след,
Отложив на время трепетную лиру,
В бой вступает романтический поэт,
Он покажет, для чего он нужен миру.
Чтобы легче одолеть греховный ген,
Пробуждающий звериные  инстинкты,
Он устроил свой писательский рентген,
Проникающий в любые лабиринты.
Ничего не происходит без следа,
Все является на свете не случайным.
И в итоге ныне, присно и всегда
Станет явным то, что прежде было тайным.
И пытаясь эти тайны расколоть,
О народе неустанно беспокоясь,
Рентгенолог нам просвечивает плоть,
А писатель нам просвечивает совесть.
Если это все пойдет кому-то впрок,
То поймет и наша зрительская масса:
Сценарист Андрей Тумаркин, видит Бог,
В этом смысле – РЕНТГЕНОЛОГ  ЭКСТРА – КЛАССА!
Он спасительных рецептов не дает,
Но дает необходимые примеры,
Как САМИМ произвести переворот
В очищении своей духовной сферы.
И замыслив кардинальный перелом
В сотворении большой экранной саги,
Он задумался за письменным столом
Над чистейшей белизной листа бумаги.
И известным всем затворник и педант,
На него с портрета смотрит благосклонно
Кенигсбергский звездочет профессор Кант –
Вестник нового Морального Закона.
Впрочем, так ли обустроен этот дом
И какие на стене висят портреты –
Это только наши домыслы о том,
Что примерно так и могут жить поэты.
Здесь оставим мы героя своего,
В чем-то, может быть, придуманного тоже.
Мы почти о нем не знаем ничего,
Но художники обычно в чем-то схожи.
Где бы ни был он – в глухой ночной тиши
Или в блеске романтических доспехов,
Мы хотели бы ему от всей души
Пожелать дальнейших творческих успехов!
------------------------------------------------------
PS
                            
                                    
               Комментарии от  автора
Я, быть может, написал все это зря.
На излете горевой своей планиды.
Мною двигало, по чести говоря
Просто чувство незаслуженной обиды.
И войдя, что называется в кураж,
Напоследок все же высказать посмею
В высшей степени рискованный пассаж,
За который мне, боюсь, намылят шею.
Что меня всегда бесило много лет
При возможности СВОИМ кормиться хлебом –
Этот долбаный плебейский пиетет
Перед всяким заграничным ширпотребом.
Нам Америка уж точно не указ,
Там давно уже с талантами не густо.
Да у них там телефоны – высший класс,
Только это, извините, НЕ ИСКУССТВО
И уж коли разговор о том зашел,
НАШ  Зворыкин век назад, в конце двадцатых
ТЕЛЕВИЗОР между прочим изобрел,
Проживая, кстати, в тех же самых Штатах.
НАШ Сикорский там придумал  ВЕРТОЛЕТ,
НАШ Овечкие стал кумиром для потомства…
Так что если нам чего недостает,
Мы уж точно без сопливых обойдемся…
Там у всех СТАНДАРТИЗАЦИЯ в крови
От кино до неизменного хот-дога.
Фильм не скатится с привычной колеи,
Где сценарий – как железная дорога.
Никаких тебе духовных катастроф.
Никаких психологических нюансов…
Плоский мир про полицейских и воров –
В самый раз для рядовых американцев!
И на фоне этой МЫШЬЕЙ  БЕГОТНИ
НАШ  Тумаркин с тем же самым фильмом «НЕВСКИЙ»
Поневоле, как на это ни взгляни,
Просто некий современный Достоевский.
Ну а Вильям наш Шекспир, спустясь сюда,
Им остался бы, мне кажется, доволен,
Понимая лучше всех, что иногда
И один бывает тоже в поле воин.
Есть достаточно существенный мотив
Для Читательской и зрительской печали.
Дело в том, наш любимый детектив
Далеко уже не тот, что был вначале.
Эдгар По, и Конан Дойл, и Честертон,
Что когда-то в детектив открыли двери,
Как и прежде, задают высокий тон,
До сих пор непревзойденный в этой сфере…
Но на данный исторический момент
Все сменилось в окружающем пейзаже.
Мир фактически подсел на сэконд-хэнд,
Став площадкой для дешевой распродажи.
И по части развлекательных услуг
Пипл хавает послушно и покорно
Все, что должен получать из первых рук
Потребитель Детективного попкорна.
Но во мне, хоть я подавно не гурман,
Не рождают никакой ответной мысли
Ни словесный сименоновский дурман,
Ни дежурный Файф-о-Клок Агаты Кристи.
И уже на смену им как воронье,
Рой желающих летит нетерпеливо,
Чтобы раньше всех других урвать свое
На обширной тучной ниве детектива.
Им, по ходу, не ужиться так и так.
Любо-дорого смотреть,  уйдя в сторонку,
Как смешной литературный молодняк
Конкурентную устраивает гонку.
Но заранее понятно мне уже
То, что эти все крутые иномарки
Очень скоро обойдет на вираже
НАШ российский сценарист Андрей Тумаркин.
Он берет за поворотом поворот.
И пускай меня все критики обхают,
Но сейчас он даст такой сюжетный ход,
Что Агата Кристи просто отдыхает!
Этот ход пересказать не мудрено,
У Тумаркина с сюжетом все в ажуре.
Но зачем же пересказывать кино,
Если можно посмотреть его в натуре.
Все, что можно – это вновь искать подход
К пониманию Тумаркинской природы.
Чем он, собственно, так за душу берет,
Что отныне в честь его слагают оды?
Если в чем-то, хоть ты бейся день и ночь,
Не находится решения простого,
Лишь статистика готова здесь помочь
По свидетельству от Ильфа и Петрова.
А статистика считает на лету
Что по данным основных телеканалов
У Тумаркина сегодня на счету
ПЯТЬДЕСЯТ(!)  ОСТРОСЮЖЕТНЫХ  СЕРИАЛОВ.
В них почти  ПЯТЬ  ТЫСЯЧ(!)  ДЕЙСТВУЮЩИХ  ЛИЦ
То и дело создают себе проблемы,
Выходя из существующих границ
Четко заданной Большой моральной темы.
Там у каждого – свой норов, свой резон,
Свой характер, свод своих житейских правил.
Кто-то бешено, до одури влюблен,
Кто-то жить себя по-новому заставил.
Там в режиме сумасшедших скоростей
Верх берут попеременно, раз за разом
То безумие шекспировских страстей,
То циничный, деловой, холодный разум.
Там, дурея от духовной пустоты
В жанре новой криминальной мелодрамы
Перемешаны бандиты и менты,
Проститутки и порядочные дамы.
Но когда, не пожалев ночных часов,
Ты за ними с любопытством наблюдаешь,
Начинаешь ощущать в конце концов,
Что за них уже  ВСЕРЬЕЗ  ПЕРЕЖИВАЕШЬ(!).
И теперь, при беспощадном свете дня,
Опалившись неизвестным прежде жаром,
Я не скрою, что конкретно для меня
Это стало  ЭСТЕТИЧЕСКИМ  УДАРОМ.
Это был большой болезненный урок,
Потому что я до этих всех моментов
Был чувствителен как старый носорог
И тем более – по части сантиментов.
По натуре я типичный книгоман,
В Мир кино имею доступ по работе,
Но НИ РАЗУ мне ни фильм и ни роман
Не ударили под дых, как в апперкоте.
Я волнений избегаю на корню
В тишине своей промысленной пустыни.
И пробить мою ментальную броню
Не смогли ни Достоевский, ни Феллини.
Мысль о том, что Русь поэтами нища,
Маяковский сделал вечным атрибутом.
И уж точно не найти ко мне ключа
Нашим нынешним ментальным лилипутам.
Это классикам, понятно, не в укор,
Где когда кому сидеть на царском троне.
Но какой тогда, простите, разговор
О теперешней бездарной шелупони?
А Тумаркин, сам не ведая того,
ПРОБУДИЛ  во мне духовную природу.
Вот за это я сегодня в честь его
И слагаю благодарственную оду.
Пусть пока что в вихре  светских новостей
О Тумаркине не часто пишет пресса,
Но вот так о нем в одной из соцсетей
Говорит продюсер Юрченко Инесса:
-- «Наша коллега в этом деле непростом
Совладать готов с любой сюжетной темой
С потрясающим сценарным мастерством
И логически продуманной системой».
Я по ряду прозаических причин
Здесь являюсь комментатором всего лишь,
Но с продюсером тумаркинских картин
В этом смысле вот уж точно не поспоришь.
Тут бы надо сразу дать  благой совет
Усомнившимся в продюсерском  пассаже:
-- «А попробуй-ка ты сам за десять лет
Сотворить почти пять тысяч(!) персонажей!»
У Тумаркина прописан каждый такт
В партитуре сериального оркестра,
Где во всех взаимосвязанных частях
Не найти ни одного пустого места.
У него там каждый кадр наперечет.
Я не слишком, может быть, преувеличу,
Что любой отдельно взятый эпизод
У него приобретает форму притчи.
Так успешнее доводится до всех
Ненавязчиво, доходчиво и сжато
Мысль о том, что нас за каждый свой огрех
Ожидает неизбежная расплата…
Но довольно. Я вас долго доставал.
И теперь осталось дело лишь за малым:
Завершить сей стихотворный «сериал»
Не в обиду настоящим сериалам.
Сценаристы! Дай вам Бог познать успех,
Пусть фортуна вас  во всем вонаграждает!
Но Тумаркин мне по духу ближе всех
И надеюсь, что за это не сажают.
--------------------------------------------------------
     Владислав  Анатольевич Чеботарев
               
                Москва, 11.06.2022г.